Фактический
(реальный) договор перевозки. Сфера использования.
Договор
перевозки
– это соглашение между отправителем и перевозчиком, в соответствие с которым
перевозчик обязуется доставить груз в установленное место и время за
вознаграждение, а отправитель обязуется предоставить груз и оплатить услуги
перевозчика. Договор перевозки – гражданско-правовая сделка. Стороны – отправитель и перевозчик.
Существенные условия: предмет договора,
место и время исполнения обязательства и возмездность.
Договоры
перевозки не требуют согласования, утверждения ни в каких государственных,
правительственных и прочих органах.
Виды
договора перевозки:
1.
Консенсуальный договор. Договор,
который заключен на основе консенсуса сторон. (согласия)
2.
Реальный
(фактический) договор перевозки.
Отличия:
1.
По
консенсуальному договору права и обязанности сторон
возникают у этих сторон с момента подписания договора.
2.
По
реальному договору права и обязанности сторон возникают с момента какого-либо
действия одной из сторон, например, с момента приема груза перевозчиком, а все
предварительные договоренности по реальному договору с этого момента теряют
силу.
Оба вида договора перевозки могут заключаться
на любом виде транспорта, но лишь на одном виде транспорта заключаются и исполняются только реальные договоры – железные дороги. Реальный
договор регулирует отношения, когда одна из сторон (перевозчик) является монополистом,
поэтому государство заранее уставами, правилами перевозок, иными документами
определяет условия договора. Если в нашей стране государство не определило бы
то, что договор только реальный, то в договоре консенсуальном
ОАО РЖД заключало бы такой договор с выгодными только для себя условиями по
ценам, которые само бы хотело.
1.
ФАКТИЧЕСКИЙ
Означает,
что договор перевозки заключается и вступает в силу в момент приема груза
перевозчиком. Все иные соглашения между перевозчиком и отправителем теряют
юридическую силу.
Фактические договоры перевозки используются
на ж/д транспорте потому что
ж/д транспорт – сфера естественной монополии è вступление в
договорные отношения с естественным монополистом + исполнение им договора –
прерогатива регулирующих функций государства.
Ни один м\н
нормативный акт в транспортной сфере, ни ордин национальный устав или кодекс не регламентируют
расчеты между сторонами, а также ответственность за их неисполнение.