Договор перевозки.
Существенные условия договора. Виды договоров перевозки.
Договор
перевозки
– это соглашение между отправителем и перевозчиком, в соответствие с которым
перевозчик обязуется доставить груз в установленное место и время за
вознаграждение, а отправитель обязуется предоставить груз и оплатить услуги
перевозчика. Договор перевозки – гражданско-правовая сделка. Стороны – отправитель и перевозчик.
Отправителем м.б. любое лицо, имеющее право распоряжаться грузом (покупатель,
посредник и тд)
Существенные условия: предмет договора,
место и время исполнения обязательства и возмездность.
Договоры
перевозки не требуют согласования, утверждения ни в каких государственных,
правительственных и прочих органах.
Договор
перевозки отличается от договора международной перевозки тем, что по последнему
договору груз должен пересечь хотя бы
одну государственную границу какой-либо страны.
Национальная
принадлежность
сторон договора перевозки, а также получателя для квалификации договора в
качестве международного значения не
имеет. Даже если отправитель француз, перевозчик белорус, а получатель
итальянец, а груз идет из Санкт-Петербурга в Астрахань, то это обычный договор
перевозки. Также не имеет значения
принадлежность транспортного средства, т.е. кому принадлежит транспортное
средство, в котором перевозится груз. Это вопрос лицензирования, важно, что
перевозчик должен эксплуатировать транспортное средство либо на правах
собственности, либо на каком-либо ином законном основании.
Виды договора
перевозки:
1.
Консенсуальный
договор. Договор, который заключен на основе консенсуса сторон. (согласия)
2.
Реальный
(фактический) договор перевозки.
Отличия:
1.
По
консенсуальному договору права и обязанности сторон возникают у этих сторон с
момента подписания договора.
2.
По
реальному договору права и обязанности сторон возникают с момента какого-либо
действия одной из сторон, например, с момента приема груза перевозчиком, а все
предварительные договоренности по реальному договору с этого момента теряют
силу.
Оба
вида договора перевозки могут заключаться на любом виде транспорта, но лишь на
одном виде транспорта заключаются и
исполняются только реальные договоры – железные дороги. Реальный договор
регулирует отношения, когда одна из сторон (перевозчик) является монополистом,
поэтому государство заранее уставами, правилами перевозок, иными документами
определяет условия договора. Если в нашей стране государство не определило бы
то, что договор только реальный, то в договоре консенсуальном ОАО РЖД заключало
бы такой договор с выгодными только для себя условиями по ценам, которые само
бы хотело.
Разновидности
консенсуального договора:
1.
Длинный или
бланкетный договор, или генеральное соглашение сторон. Стороны в совместно
подписанном документе пытаются оговорить все возможные условия такого договора.
В число таких условий входят:
·
Срок
(обычно больше года)
·
Объемы
грузов, которое перевозчик должен исполнить в течение этого периода
·
Маршруты
перевозок
·
Стоимости
перевозок по этим маршрутам
·
Сроки
исполнения обязательств
·
Расчеты
и взаимозачеты
·
Решение
споров
Таким
образом, цель такого договора – максимально оговорить все правила и условия, не
установленные в международной конвенции или национальном уставе. Например, ни в
одной конвенции ничего не сказано по поводу расчетов и взаимозачетов.
Короткий или акцепт
оферты. Экспортер
отправляет перевозчику оферту (указывается время, характер груза, срок, место, расстояние, цена). Такая оферта будет
включать все существенные условия. Перевозчик в данном случае должен либо
акцептовать, либо отправить контроферту. Далее стороны обмениваются встречными
офертами до момента, когда не получат безусловного акцепта, в этот момент
договор будет считаться заключенным. Недостатком такого договора можно считать
то, что в случае наступления ответственности, необходимо смотреть огромное
количество норм и конвенций.
Договор
перевозки
– соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, согласно которому
перевозчик обязуется доставить груз в установленное договором место и время, а
грузоотправитель обязуется предоставить груз и оплатить перевозку.
У
договора перевозки 2 стороны (отправитель и перевозчик), но 3 субъекта
(отправитель, перевозчик и грузополучатель). Существенные условия: время,
место, возмездность по договору.
Отправитель
и перевозчик должны быть разными лицами. Если 1 лицо, то коносамент не имеет
юридической силы, и банк не платит против такого коносамента.
Виды
(формы) договоров перевозки:
1.
бланкетный
договор (генеральное соглашение)
2.
акцепт
оферты
3.
фактический
договор.
Фактический- означает, что
договор перевозки заключается и вступает в силу в момент приема груза
перевозчиком. Все иные соглашения между перевозчиком и отправителем не имеют
юридической силы.
Фактические
договоры перевозки используются на ж/д транспорте, потому что ж/д транспорт –
естественная монополия è вступление в договорные отношения с естественным
монополистом, а также исполнение им договора – прерогатива регулирующих функций
государства.
Бланкетный
договор
целесообразен в следующих случаях:
-
когда стороны намерены выстраивать долгосрочные отношения между собой
(генеральное соглашение заключается минимум на 1 год). В этом генеральном
соглашении всегда присутствуют правила его продления (в основном пролонгация по
умолчанию).
-
когда отправитель имеет достаточно большие объемы грузов, которые он должен
отправлять в рамках своих договорных отношений с другими лицами.
-
когда необходимо определить ответственность перевозчика за выполнение всего
запрашиваемого объема перевозок
Структура
генерального соглашения (бланкетного договора):
1.сроки
представления заявок на разовые перевозки в рамках бланкетного договора
а)
система недельного планирования: авто перевозчик исполняет недельную заявку в
полном объеме, если он к нему поступил не позднее заранее установленного срока
(ех. не позднее 12.00 по среднеевропейскому времени и т.д.).
б)
«серьезные» перевозчики работают следующим образом: «перевозчик начнет
выполнять заявку отправителя в течение 24 часов с даты ее получения», крупный
перевозчик- более 100 машин.
2.ответственность
сторон договора, не установленная нормативными актами:
-
ответственность за нарушение срока доставки
-
ответственность за несвоевременную подачу транспортного средства
-
ответственность за несвоевременные платежи
-
ответственность за простои при погрузке/выгрузке, при таможенном оформлении
Бланкетные
договоры применяются в случаях, когда стороны оговаривают в соглашении те
пункты и статьи, которые отсутствуют в регулирующих документах. Генеральные
соглашения – большие по объему (10-15
стр.), где стороны точно указывают место судебного разбирательства (арбитраж),
нормы применимого права, четко определяют порядок расчетов между сторонами. Ни
один м\н нормативный акт в транспортной сфере, ни один национальный устав или
кодекс не регламентируют расчеты между сторонами, а также ответственность за их
неисполнение.
Акцепт
оферты.
Достаточно, чтобы в договоре присутствовали его существенные условия. В этом
случае он будет иметь действительную силу. Договор по форме акцепта оферты
применяется в тех случаях, когда имеют место небольшие объемы перевозок, а сами
перевозки носят разовый характер.
В
случае безусловного акцепта оферты перевозчиком, договор будет считаться
заключённым и иметь полную юридическую силу. Если же перевозчик внесет
какое-либо изменение в оферту (изменение даты приема, тарифа и т.д.), то такие
изменения в оферту будут считаться контрофертой. Ее акцептовать должен будет
отправитель. Может быть много контроферт. Договор вступит в силу после
последнего безусловного акцепта.
«+» - быстро и легко; «-» - не содержит иных
условий кроме существенных (неурегулированность отношений).