17. Виды транспортных документов и их функции.

Перевозки могут быть классифицированы в зависимости от формы и функций перевозочных документов.

Формы перевозочных документов определяются видом транспорта, а точнее теми нормативными актами, в соответствии с которыми заключается договоры перевозки грузов. На Ж/Д и авто транспорте – основной перевозочный документ – накладная. На морском – коносамент, чартер и очень редко, накладная. Воздушный транспорт – накладная и чартер. При смешанных перевозках – сквозной коносамент (FBL). В зависимости от возложенных на транспортный документ функций, он может быть оборотным или необоротным.

1. Товаросопроводительные – накладные различных видов транспорта

   2. Товарораспорядительные перевозочные документы – коносаменты (морские (BL),  интермодальные (сквозные, FBL))

Термин «товаросопроводительные» надо понимать буквально. Накладные сопровождают груз во время всей перевозки от пункта отправления до пункта назначения.

Функции товаросопроводительных документов:

1.       Накладная является документом, подтверждающим наличие договора перевозки;

2.       Расписка перевозчика в приеме груза в свое ведение.

Функции коносамента:

1.   Документ, подтверждающий наличие договора перевозки;

  1. Расписка перевозчика в приеме груза в свое ведение;
  2. Товарораспорядительная функция.

С помощью коносамента (его товарораспорядительной функции) можно переуступать иному лицу право распоряжаться грузом, для этого в коносаменте присутствует графа (to order). Коносаменты заполняются по-английски.

Документооборот коносамента. Коносамент не сопровождает груз. В момент погрузки груза на борт судна капитану судна предоставляются все оригиналы коносамента. Капитан проверяет на соответствия записи в коносаменте и фактические сведения о грузе. И, если капитан судна не находит никаких различий между тем, что указано в документе и тем, что погружено на борт судна, то капитан подписывает коносамент без оговорок. Коносамент становится «чистым». Кроме перевозчика коносамент никто не подписывает.

 Чистый коносамент – коносамент без мотивированных оговорок перевозчика относительно количества и качества принятого им на борт груза. Если присутствуют оговорки, то коносамент становится «нечистым». Банки принимают для оплаты только чистые коносаменты.

После подписи капитан отдает коносамент обратно грузоотправителю, а тот в свою очередь передает коносамент в банк. После того, как покупатель заплатил по аккредитивному договору, он имеет право распоряжаться грузом и переуступить товар любому другому лицу. Это делается обычно с помощью переуступочной надписи в графе «to order».

Переуступка товара обычно производится с помощью операции «индоссо». Капитан судна выдаст груз в порту назначения тому лицу, которое сможет идентифицировать себя в качестве лица, указанного последнем в непрерывном ряду переуступочных надписей в графе «to order». Вся эта процедура называется индоссирование или переуступка прав распоряжения грузом по коносаменту. В ГК РФ коносамент обозначен в качестве ценной бумаги.

Минимальное количество оригиналов накладной или коносамента – 3 (отправителю, перевозчику, получателю). На практике их бывает больше, но все остальные экземпляры являются копиями. Банк работает только со всеми оригиналами коносамента (в углу всегда написано, сколько всего оригиналов и номер данного), это делается для того, чтобы было невозможно индоссировать разным лицам, т.к. любой из оригиналов может индоссировать отдельно.  Все 3 оригинала коносамента идут через банк в одном пакете неразделимо.

Что касается накладной, 1 оригинал остается у отправителя, 2 идут с грузом у перевозчика, потом 3-й отдается получателю.

Hosted by uCoz