17. Виды транспортных документов и их функции.
Перевозки
могут быть классифицированы в зависимости от формы и функций перевозочных
документов.
Формы перевозочных документов
определяются видом транспорта, а точнее теми нормативными актами, в
соответствии с которыми заключается договоры перевозки грузов. На Ж/Д и авто транспорте – основной перевозочный документ –
накладная. На морском – коносамент, чартер и очень
редко, накладная. Воздушный транспорт – накладная и чартер. При смешанных
перевозках – сквозной коносамент (FBL). В
зависимости от возложенных на транспортный документ функций, он может быть оборотным
или необоротным.
1. Товаросопроводительные – накладные различных видов транспорта
2. Товарораспорядительные
перевозочные документы – коносаменты (морские (BL), интермодальные
(сквозные, FBL))
Термин
«товаросопроводительные» надо понимать буквально. Накладные сопровождают груз во время всей перевозки от пункта
отправления до пункта назначения.
Функции товаросопроводительных документов:
1.
Накладная
является документом, подтверждающим наличие договора перевозки;
2.
Расписка
перевозчика в приеме груза в свое ведение.
Функции коносамента:
1. Документ, подтверждающий наличие договора
перевозки;
С
помощью коносамента (его товарораспорядительной функции) можно переуступать
иному лицу право распоряжаться грузом, для этого в коносаменте присутствует
графа (to order).
Коносаменты заполняются по-английски.
Документооборот коносамента. Коносамент не
сопровождает груз. В момент погрузки груза на борт судна капитану судна предоставляются
все оригиналы коносамента. Капитан проверяет на соответствия записи в
коносаменте и фактические сведения о грузе. И, если капитан судна не находит
никаких различий между тем, что указано в документе и тем, что погружено на
борт судна, то капитан подписывает коносамент без оговорок. Коносамент
становится «чистым». Кроме перевозчика коносамент никто не подписывает.
Чистый
коносамент – коносамент без мотивированных оговорок перевозчика относительно
количества и качества принятого им на борт груза. Если присутствуют оговорки,
то коносамент становится «нечистым». Банки принимают для оплаты только чистые
коносаменты.
После подписи капитан отдает коносамент обратно
грузоотправителю, а тот в свою очередь передает коносамент в банк. После того,
как покупатель заплатил по аккредитивному договору, он имеет право
распоряжаться грузом и переуступить товар любому другому лицу. Это делается
обычно с помощью переуступочной надписи в графе «to order».
Переуступка товара обычно производится с помощью
операции «индоссо». Капитан судна выдаст груз в порту
назначения тому лицу, которое сможет идентифицировать себя в качестве лица,
указанного последнем в непрерывном ряду переуступочных
надписей в графе «to order».
Вся эта процедура называется индоссирование или
переуступка прав распоряжения грузом по коносаменту. В ГК РФ коносамент
обозначен в качестве ценной бумаги.
Минимальное
количество оригиналов накладной или коносамента – 3 (отправителю, перевозчику,
получателю). На практике их бывает больше, но все остальные экземпляры являются
копиями. Банк работает только со всеми оригиналами коносамента (в углу всегда
написано, сколько всего оригиналов и номер данного), это делается для того,
чтобы было невозможно индоссировать разным лицам, т.к. любой из оригиналов
может индоссировать отдельно. Все 3
оригинала коносамента идут через банк в одном пакете неразделимо.
Что касается накладной, 1 оригинал остается у отправителя, 2 идут с грузом у перевозчика, потом 3-й отдается получателю.