Цель, целенаправленность, целевая мотивация, творчество как высшая форма целенаправленной деятельности

 

            Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.

Правила эффективного целеполагания:

·        Цель человека формируется в терминах достижения (Нельзя говорить: я должен, я обязан, мне надо, так же не должно быть частицы "не". Правильно говорить: я хочу, я могу, я добьюсь, я стану)

·        Цель направлена на изменение себя, а не других людей.

·        Нужно определить для себя: Когда я пойму что цель достигнута.

·        Ответить на вопрос себе:Во всех ли жизненных ситуациях результат будет пригоден? Нет ли побочных эффектов?

·        Какие ресурсы у меня уже есть для достижения цели, а какие необходимо развить.

 

            Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

            Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

            Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

            Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. 

 

Целевая мотивация

            Поведение направляется и руководствуется целями, и в этом состоит подлинное значение процесса постановки целей с точки зрения мотивации и повышения результативности и производительности. Цели, таким образом, обладают следующим мотивационным содержанием:

·        концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;

·        служат в качестве эталонов, с которыми сопоставляются результаты;

·        являются основанием оценки затрат ресурсов;

·        могут влиять на структуру и процедуры организационных систем;

·        отражают мотивы и особенности, как индивидов, так и организаций.

        Кроме того, сам процесс целеполагания может служить мотивирующим средством, формируя ориентацию на достижение результатов.

        В последние 20-25 лет Э. Локе проведены обширные исследования, которые показали интересную зависимость между трудностью цели и мотивацией. На начальном этапе работы мотивация, как правило, достаточно высока, а трудность цели явно не оценивается. Она занижается даже в том случае, если по всем объективным показателям задачу никак нельзя отнести к простым. Трудность задачи на короткий срок «заводит» индивида, еще не вполне осознавшего, как много усилий от него потребуется, В результате его мотивация и результативность на непродолжительное время возрастают. Однако «сопротивление» задачи очень скоро проясняет всю трудоемкость достижения цели, и мотивация, а вслед за ней и результативность резко снижаются.

        Если же трудные цели подробно объяснены и растолкованы, то начальный энтузиазм значительно ослабевает, и индивид медленнее «разогревается», постепенно активизируя свои усилия. Однако по мере осознания цели, мотивация начинает увеличиваться, и результативность становится выше. При этом рост мотивации и производительности имеют значительно более продолжительный и устойчивый характер.

        Кроме того, исследования показали, что при постановке конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность того, что работник будет более мотивированно действовать в соответствии с такими целями. Исследования подтверждают гипотезу о положительном влиянии, которое четкая постановка целей оказывает на мотивацию и результативность.

        Таким образом, согласно целевой теории мотивации, намерение индивида работать для достижения цели является важным источником его трудовой мотивации.

 

Целенаправленность - стремление к определенной цели, подчиненность ей.

Hosted by uCoz