Цель, целенаправленность, целевая мотивация,
творчество как высшая форма целенаправленной деятельности
Цель — это
конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и
регулируется функциями управления.
Правила эффективного целеполагания:
·
Цель
человека формируется в терминах достижения (Нельзя говорить: я должен, я
обязан, мне надо, так же не должно быть частицы "не". Правильно
говорить: я хочу, я могу, я добьюсь, я стану)
·
Цель
направлена на изменение себя, а не других людей.
·
Нужно
определить для себя: Когда я пойму что цель достигнута.
·
Ответить
на вопрос себе:Во всех ли жизненных ситуациях результат будет пригоден? Нет ли
побочных эффектов?
·
Какие
ресурсы у меня уже есть для достижения цели, а какие необходимо развить.
Мотив (лат. moveo — двигаю) —
это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде
специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания
достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой
настоящего положения.
Мотива́ция (от lat. «movere») —
побуждение к действию; динамический процесс физиологического и
психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность,
организованность, активность и
устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация объясняет
целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной
деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации — это
то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым
личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Целевая мотивация
Поведение
направляется и руководствуется целями, и в этом состоит подлинное значение
процесса постановки целей с точки зрения мотивации и повышения результативности
и производительности. Цели, таким образом, обладают следующим мотивационным
содержанием:
·
концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;
·
служат в качестве эталонов, с которыми сопоставляются
результаты;
·
являются основанием оценки затрат ресурсов;
·
могут влиять на структуру и процедуры организационных систем;
·
отражают мотивы и особенности, как индивидов, так и организаций.
Кроме того, сам
процесс целеполагания может служить мотивирующим средством, формируя ориентацию
на достижение результатов.
В последние
20-25 лет Э. Локе проведены обширные исследования, которые показали интересную
зависимость между трудностью цели и мотивацией. На начальном этапе работы
мотивация, как правило, достаточно высока, а трудность цели явно не
оценивается. Она занижается даже в том случае, если по всем объективным
показателям задачу никак нельзя отнести к простым. Трудность задачи на короткий
срок «заводит» индивида, еще не вполне осознавшего, как много усилий от него
потребуется, В результате его мотивация и результативность на непродолжительное
время возрастают. Однако «сопротивление» задачи очень скоро проясняет всю
трудоемкость достижения цели, и мотивация, а вслед за ней и результативность
резко снижаются.
Если же трудные
цели подробно объяснены и растолкованы, то начальный энтузиазм значительно
ослабевает, и индивид медленнее «разогревается», постепенно активизируя свои
усилия. Однако по мере осознания цели, мотивация начинает увеличиваться, и
результативность становится выше. При этом рост мотивации и производительности
имеют значительно более продолжительный и устойчивый характер.
Кроме того,
исследования показали, что при постановке конкретных, ясных и четких целей
возрастает вероятность того, что работник будет более мотивированно действовать
в соответствии с такими целями. Исследования подтверждают гипотезу о
положительном влиянии, которое четкая постановка целей оказывает на мотивацию и
результативность.
Таким образом,
согласно целевой теории мотивации, намерение индивида работать для достижения
цели является важным источником его трудовой мотивации.
Целенаправленность -
стремление к определенной цели, подчиненность ей.