Проблемная ситуация, проблема, виды проблем. Творчество как процесс постановки и решения проблем

 

            Пробле́ма — положение, объект, который создаёт затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего-либо для сознания субъекта, например: процессора (движителя, калькулятора, компьютера, специалиста),знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы) и побуждает к действию или ограничивает его и соответственно неразрешён или нежелателен. В природе, вне деятельности человека, проблемы находят естественное разрешение и в последовательности движения форм материи есть этап в наблюдениях формализуемый человеком. Отличие природного процесса, разрешение проблемы как результат законов природы. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опытом. В природе это: вода течёт вниз, ветер качает деревья, вода камень точит. и др., что естественно и непротиворечиво. Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой.

           

Проблемная ситуация :

            1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы;

            2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.

             П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

 

Виды проблем

по возможности прогноза

·        плохо прогнозируемые, например, землетрясения или падение метеорита

·        прогнозируемые, например, глобальное потепление

по сложности

·        проблемы решаемые через решение большого количества других проблем, например, нераспространение ядерного оружия

·        проблемы быстро решаемые, например, переход через улицу

 

 

 

В науке

 

            Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания),а,соответственно контроля,прогнозирования,управления явлениямипроцессамисобытиями. Следует  отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов - учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.

            Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема - задача требующая решения. В русской культуре проблема - стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

            Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

            Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиницийтезауруса, идей, концепций выполняется основополагающаяметодология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез, концепций, идей.

 

В бизнесе

            Проблема это препятствие на пути к достижению поставленной цели.

Для решения проблемы требуется провести её анализ и учитывать в проекте как текущие условия, так и риски.

            Проблемной называется ситуация, когда деятельность не реализуется принятыми ранее способами, и достижения результата деятельности в изменившихся условиях непрогнозируемо (затруднено или исключено).

            Анализ проблемы должен формулироваться так, чтобы лицо, на которое адресуется проблема, могло оперативно принять решения. Т. е. должна быть видна корневая причина, а описание должно быть полным, непротиворечивым и достоверным, что бы управляющий мог по реальным ресурсам и обстоятельствам скоординировать изменения в проекте с достижением конечного результата.

 

Hosted by uCoz