Проблемная ситуация, проблема, виды проблем.
Творчество как процесс постановки и решения проблем
Пробле́ма — положение, объект, который
создаёт затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или
недостатком чего-либо для сознания субъекта, например: процессора (движителя, калькулятора, компьютера, специалиста),знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы)
и побуждает к действию или ограничивает его и соответственно неразрешён или
нежелателен. В природе, вне деятельности человека, проблемы находят
естественное разрешение и в последовательности движения форм материи есть этап
в наблюдениях формализуемый человеком. Отличие природного процесса, разрешение
проблемы как результат законов природы. Сущность проблемы для человека такова,
что требует анализа, оценки,
формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой
и подтверждением опытом. В природе это: вода течёт вниз, ветер качает деревья,
вода камень точит. и др., что естественно и непротиворечиво. Проблемой
преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень
неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи.
Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения
называется проблематикой.
Проблемная ситуация :
1)
содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение
обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или
группы;
2)
психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно
возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом
познания.
П. с. характеризует взаимодействие субъекта и
его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в
объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо
противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить
теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний)
приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое
позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П.
с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося
начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе
такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании
относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие
самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только
объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса,
обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей
активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий
проблемного обучения.
Виды
проблем
по
возможности прогноза
·
плохо
прогнозируемые, например, землетрясения или падение метеорита
·
прогнозируемые,
например, глобальное потепление
по
сложности
·
проблемы
решаемые через решение большого количества других проблем, например,
нераспространение ядерного оружия
·
проблемы
быстро решаемые, например, переход через улицу
В науке
Наука есть
деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания),а,соответственно контроля,прогнозирования,управления явлениями, процессами, событиями. Следует
отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью
занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания
занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи
науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве)
образованных специалистов - учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического
характера.
Научная проблема — это осознание,
формулирование концепции о незнании. Если
проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что
можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру
русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре
проблема - задача требующая решения. В русской культуре проблема -
стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда
неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в
постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия
(предел значений) которых включены в условия задачи).
Чем сложнее объект рассмотрения (чем
сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов
(проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для
поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения
должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.
Проблема и проблематика не есть
научное знание, но при формулировании дефиниций, тезауруса, идей, концепций
выполняется основополагающаяметодология науки: описание, персонификация (поименование),
классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной
частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической
проверке гипотез, концепций, идей.
В бизнесе
Проблема это препятствие на пути к достижению
поставленной цели.
Для
решения проблемы требуется провести её анализ и учитывать в проекте как текущие
условия, так и риски.
Проблемной называется ситуация,
когда деятельность не реализуется принятыми ранее способами, и достижения результата
деятельности в изменившихся условиях непрогнозируемо (затруднено или
исключено).
Анализ проблемы должен
формулироваться так, чтобы лицо, на которое адресуется проблема, могло
оперативно принять решения. Т. е. должна быть видна корневая причина, а описание
должно быть полным, непротиворечивым и достоверным, что бы управляющий мог по
реальным ресурсам и обстоятельствам скоординировать изменения в проекте с
достижением конечного результата.