9
Встречные закупки
Встречная торговля
(товарообмен) – это коммерческая практика, при которой продажа увязывается с
закупкой товаров или услуг или наоборот. Встречные закупки являются одним из
видов товарообмена. По условиям сделки встречной закупки продавец поставляет
покупателю товар на обычных коммерческих условиях и одновременно берет на себя
обязательство закупить у него встречный товар в размере определенного % от
суммы основного контракта. Таким образом встречная
закупка предусматривает две юридически самостоятельные, но фактически
взаимосвязанные сделки купли – продажи.
Сделку встречной
закупки условно можно подразделить на две части: заключение первичного
контракта с фирмой-продавцом конкретного товара, в котором предусматривается
обязательство продавца произвести встречную закупку у фирмы (или в стране)
покупателя и подписание контрактов на импорт с продавцом
встречных товаров покупателя.
Сделка встречной
закупки может быть оформлена двумя либо тремя самостоятельными контрактами. В
качестве основного выступает так называемый первичный контракт, связанный, как
правило, с поставками машин и оборудования, по которому покупатель оплачивает
товар в СКВ. Особенностью вторичного контракта является специальный пункт,
предусматривающий обязательство продавца осуществить в установленные сроки
встречную закупку товаров, предлагаемых покупателем на экспорт. В случае
невыполнения этого условия, в контракте, как правило, предусматривается штраф в
размере от 20 до 50% от суммы неисполненных обязательств
Вторичный контракт
представляет собой соглашение общего плана, в рамках которого осуществляются
поставки встречных товаров. Иногда стороны подписывают третий контракт,
именуемый протоколом, который представляет собой обособившийся в отдельный
документ пункт вторичного контракта, увязывающий первичный и вторичный
контракты в единую сделку встречной закупки.
В ряде случаев стороны, задействованные в сделке встречной закупки могут
сократить число заключаемых контрактов и включить обязательство встречной
закупки в первичный контракт. Это может иметь место в случае, когда все данные
о встречном товаре (спецификация, качественные характеристики, количество, цены
и сроки поставки) уже известны на момент проведения переговоров и заключения первичного
контракта, а также если сделка исполняется без
заключения третьей стороны. Однако на практике указанные условия, как правило,
не выполняются и стороны вынуждены заключать последовательную цепочку
взаимосвязанных контрактов.