8
Виды международных товарных аукционов. Голландская и английская системы
проведения аукционов. Привести примеры по конкретным внешнеторговым товарам
(уточнить, так как виды понятие растяжимое)
Международные товарные
аукционы – это рынки, специально действующие в определённые сроки и в
установленное время, где с публичных торгов продаются предварительно
осмотренные реальные товары, обладающие индивидуальными свойствами, не
поддающимися стандартизации. Данные товары переходят в собственность
покупателя, предложившего максимальную цену. Примеры товаров:
пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лошади, морская рыба, табак,
чай, произведения искусства, пряности, вино, срезанные цветы, антиквариат.
Основные
характеристики: немедленная оплата, опр. время и место проведения, строгие
правила проведения, претензии по качеству после продажи не принимаются.
Аукционы занимают
важное место в международной торговле определенными товарами, такими как чай
(70% всех продаж), пушнина/меха (80%), шерсть (55%). Прежде всего
данная форма торговли важна для скоропортящихся не поддающихся стандартизации
товаров.
Преимущества: быстрая
реализация товара, высокая концентрация потенциальных покупателей в одном
месте, возможность достижения наивысшей цены, возможность личного осмотра,
гарантия качества со стороны аукциона, гарантия своевременной поставки со
склада. Недостатки: высокие организационные расходы при покупке/продаже товаров
через аукцион. Существуют различные классификации и виды аукционов, но прежде
всего это вид состязательной торговли, при которой продавец хочет получить
максимальную цену за свой товар, а покупатель желает купить его по минимальной.
Аукционы бывают по составу участников: открытые
(могут принимать участие все желающие) и закрытые (принимают участие только
специально приглашенные организатором аукциона лица). Также открытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого
участники видят своих оппонентов. Закрытый
аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники не видят
ставки своих оппонентов и не могут изменять свои ставки. Заявки подаются в
закрыто (в конвертах) — каждый участник напрямую, не разглашая публично,
сообщает аукционисту размер своей ставки (но это другие характеристики,
отличные от все могут/некоторые могут).
По технике проведения
различают:
1)
Английский аукцион — самый распространенный вид аукциона,
который предусматривает, что покупатели предлагают за товар пошагово
возрастающую цену, пока не останется один аукционер — победитель. Формат –
открытый. Также его называют повышательный аукцион. Для подведения итога
аукционист бьет молотком по столу.
2)
Голландский аукцион — аукцион, на котором торг начинается с
высокой цены и ведется с ее понижением, пока не найдется покупатель, согласный
купить по объявленной цене. Формат – открытый. Голландский аукцион чаще всего
используется для цветов, овощей, фруктов.
3)
Аукционы с использованием свечей и песочных
часов. Предложение должно быть сделано покупателем
пока не погасла свеча/выпала последняя песчинка.
4)
Аукцион одновременного предложения
(янки аукцион, аукцион первой цены) – все покупатели делают свои ставки в
закрытой форме (конверт) и передают их организатору. Можно сделать одну заявку.
Выигрывает максимальное предложение.
5)
Двойной аукцион – предложения
одновременно даются покупателями и продавцами, устанавливается равновесная
цена, по которой совершаются сделки между продавцами и покупателями, ставки
которых были не хуже этой цены.. Чаще всего на биржах.
6)
Аукцион
второй цены — закрытый аукцион, при котором победителем является
участник с самой высокой ценой, но уплатить он должен цену «вторую цену», то
есть цену своего ближайшего конкурента. На сегодня широко не применяется.