6
Бартерные операции
Встречная торговля (товарообмен) – это
коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров или
услуг или наоборот. Бартер является старейшей формой встречной торговли. Под
бартерными сделками понимается обмен определенного количества одного товара на другой
в виде натурального обмена без использования механизма валютно-финансовых
расчетов (основная характеристика – нет движения валют). Стоит обратить
внимание, что товар по такой сделке заранее оценен в единой валюте, и обмен
должен быть эквивалентен. Эквивалентность обмена достигается за счет равенства
стоимостей обмениваемых товаров по мировым ценам. Оценка обмениваемых товаров в
единой валютной единице необходима для начисления таможенных пошлин, налогов и
сборов, для осуществления валютного контроля, транспортного страхования, оценки
и выплаты возможных убытков, начисления и выплаты штрафных санкций и т.д.
Отличительные характеристики бартера:
1)
Разовый характер сделки
2)
Участие, как правило, двух сторон
3)
Оформление сделки одним контрактом
4)
Согласование контрактной спецификации
происходит и объемов, как правило, до момента заключения сделки
5)
Относительно короткий срок
использования сделок (не > 1-2 лет)
Цели бартера:
1)
Смягчение проблемы инвалютного
финансирования импорта
2)
Упрощение порядков расчета
3)
Расширение возможности внедрения на
рынок страны-контрагента
4)
Закупка за рубежом оборудования в обмен
на товар, реализация которого затруднена на обычных коммерческих условиях
Определение сторон в
бартерном контракте отличается тем, что каждая из них является одновременно и
продавцом и покупателем, поэтому обычно в контракте указывается только название
фирм. В тех случаях, когда заранее известно какая из сторон первая осуществит
поставку товара, вводится понятие 1-ый поставщик, 2-ой поставщик.
В бартерном контакте
отражаются те же статьи, что и в обычном, но некоторые статьи указывается
дважды, что усложняет структура контракта. Предмет контракта определяет обяз-ва сторон обменяться товарами с указанием их названий,
кратких хар-к и физич.
объема поставок с каждой стороны. Если предметом обмена явл-ся
несколько товаров, то делается ссылка на приложенную классификацию. Большое
значение в бартерном контакте имеют сроки отгрузки: кто первый отгрузил, тот
находится в менее выгодном положении, так как ему не остается ничего иного, как
ждать обратной поставки, поэтому рекомендуется дробить отгрузки и согласовывать
график взаимных отгрузок. В РФ есть закон о бартере от 18 августа
Основные преимущества
бартера:
1)
Возможность разработки новых рынков
сбыта, получения информации о потребностях рынка, налаживание личных контактов
для последующего заключения сделок на обычной коммерческой основе
2)
Бартер дает большие гарантии поставок
нужного товара/услуги, т.к. между сторонами возникает более устойчивая связь и
нарушать какие-либо условия очень не выгодно, пострадаешь сильнее
3)
Бартер позволяет экономить на складских
и транспортных расходах. Например, западные компании при строительстве сложных объектов
за рубежом закупают строй мат на бартерной основе у соседей в обмен на
высокотехнологичную продукцию. Смысл: в строй мат большая транспортная
составляющая, а в высокотехнологичной продукции минимальна
4)
Бартер позволяет обойти нетарифные
ограничения
Недостатками бартера
являются:
1)
Несоответствие бартера принципам недискриминации и многосторонности торгового обмена,
закрепленным в документах ВТО/ГАТТ. США продает на бартерной основе излишки с/х, но продает избранным, т.е. почти субсидирует их
2)
Необходимость совпадения потребностей
партнеров
3)
Сложность структуры контракта и его
исполнения. Бартеру предшествуют сложные ценовые переговоры согласования количеств встречных товаров
4)
При бартере страдает качество товаров,
так же существует сложность его контролирования. Хотя стороны заранее готовы к
более низкому качеству
5)
Обычно бартер более выгоден одно из
сторон сделки
6)
Упущение потенциальной выгоды, если
товар может реализовываться не только по бартеру
7)
Более высокое вознаграждение,
выплачиваемое посредникам, чем в обычных коммерческих сделках (около 3%, в
отличие от 2%)