34    Особенности торговли товарами широкого потребления

Товары широкого потребления представляют собой готовые изделия потребительского назначения. Внешнеэконом обмен готовыми изделиями, особенно глубокой степени переработки, в отличие от торговли сырьем имеет свои особенности. Это связано с огромной номенклатурой производимых изделий и разнообразием услуг, оказываемых в процессе производства, обмена и потребления готовых изделий.

Товары широкого потребления классифицируются по различным признакам:

По назначению: одежда, обувь, мебель, бытовая техника и т.д.;

По   характеру   спроса:    повседневного   массового   спроса (продукты питания, мыло, спички) и выборочного спроса (видеотехника, телевизоры, фотоаппараты);

По   срокам   использования:   кратковременного   пользования (парфюмерия,    моющие    средства)    и    длительного    пользования (автомобили, холодильники и т.д.).

Рынки потребительских товаров делятся на многочисленные сегменты, имеющие свои категории покупателей со своими запросами, вкусами, границами платежеспособного спроса. Поэтому диапазон предлагаемых на рынок товаров широкого потребления должен быть достаточно широк, чтобы удовлетворить запросы разных групп покупателей.

Основной способ реализации товаров широкого потребления - розничная торговля, где продавец имеет выход на покупателя и имеет возможность получить информацию потребителя о запросах покупателей, динамике спроса на товар. Определяющие факторы для реализации таких товаров: новизна и качество

На цену товаров широкого потребления большое влияние оказывают спрос и количество посредников на пути от производителя до конечного потребителя. Значительное влияние на нее может оказать также политика гос регулирования в области ценообразования. Однако, с точки зрения гос регулирования торговля ширпотребом более свободна, чем торговля сырьем и продовольствием. Стихия рынка - основной регулятор этой сферы международной торговли. В условиях высокой насыщенности современных рынков для реализации потребительских товаров нужна реклама, которая  должна быть постоянной и проводиться по мере предложения на рынок новых моделей. При этом реклама экспортных товаров должна быть максимально приспособлена к особенностям условий стран, куда она направлена. Перед началом массовых поставок потребительских товаров помимо рекламы желательно произвести пробные продажи товаров, чтобы выявить реакцию конечного потребителя.

В производстве и внешней торговле товарами широкого потребления преобладают малые и средние предприятия, которые более гибко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Поскольку их возможности самостоятельного выхода на внешний рынок ограничены (недостаток средств, отсутствие сбытовой сети), они осуществляют это через специализированных внешнеторговых посредников, либо путем рыночного альянса с крупными ТНК, которые также заинтересованы в сотрудничеств с малыми фирмами в силу их гибкости. Цель такого альянса – сокращение издержек и повышение конкурентоспособности. Торговлю товарами шир портеб осуществляют: агентские дома (их филиалы специализируются на экспорте-импорте готовых изделий, старейший вид торгово-посреднических фирм), торговые дома (ТНК, осуществляющие широкий диапазон деятельности и через сеть филиалов и дочерних фирм проникающих на рынки многих стран), рознично-посылочные фирмы (скупают товары у местных производителей и через свои филиалы осуществляют розничную торговлю и посылочные операции).

Основные черты, характерные для развития торговли товарами широкого потребления:

·       динамичное развитие международной торговли данной группой товаров, темпы роста которой значительно опережают темпы роста производства

·       сдвиги в структуре производства и международной торговли; выдвижение на лидирующие позиции стран Юго-Восточной Азии, Китая, Индии

·       углубление специализации производства

·       рост «открытости рынков», рассчитываемого путем соотношения объемов импорта к объемам потребления в рассматриваемом рыночном сегменте

·       высокая степень зависимости от состояния общехозяйственной конъюнктуры

·       высокий уровень монополизации в сфере торговли

·       преобладание неценовых методов конкурентной борьбы

·       активное использование государствами средств тарифно-таможенного регулирования. торговые «войны».

 

Hosted by uCoz