12 Дистрибьюторские
соглашения во внешней торговле.
Мировой
рынок – это
сложный экономический механизм, реализация товаров на
котором под силу лишь фирмам, обладающим соответствующими знаниями и опытом.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности имеется возможность
применить три основных метода выхода на
внешний рынок:
Прямой метод — когда
предприятие имеет право осуществлять экспортные и импортные операции
непосредственно с иностранным контрагентом и обладает необходимым набором
знаний, т.е. сделка покупки-продажи непосредственно с иностранным
покупателем/продавцом.
Косвенный
метод – использование торгово-посреднических услуг
третьих лиц путем заключения соответствующих договоров с целью
продвижении/покупки товара на внешних рынках. Торговое посредничество включает
большой перечень услуг, охватывающий почти весь спектр работ, связанных с
продвижением товара/услуги на внешнем рынке. Торгово-посреднические компании –
это компании в юридическом и хозяйственном отношении независимые от
производителя (экспортера) и потребителя товара. Сейчас с их помощью
осуществляется 75-80% торговли. Основные плюсы: экспортер экономит на создании
собственной сбытовой сети; избавление от многих хлопот, связанных с
продвижением товара; повышение оперативности сбыта; оперативное использование
конъюнктуры рынка; возможность проникновения на монополизированные рынки
(торговля лесоматериалами в Англии); возможность разделения финансовых рисков.
К услугам посредников прибегают обычно мелкие, средне или крупные с небольшими
поставками пи реализации ширпотреба, стандартного промышленного оборудования и
т.д. Бывают следующие посредники: операции по перепродаже
товаров (свое имя, свой счет); комиссионеры (свое имя по поручению комитента и
за его счет); консигнаторы (свое имя, чужой счет – склады); агенты (от имени и
за счет принципала); брокеры. Дистрибьюторы являются видом посредников,
которые организуют операции по перепродаже.
Дистрибьюторское соглашение представляет собой один из наиболее часто используемых способов, применяемых производителями для организации
сбыта своих товаров за границей, включая РФ. В общем понимании это
международный коммерческий договор, в соответствие с которым дистрибьюторы
(оптовые торговцы, реже розничные => свое имя и счет) приобретают право
реализовать определенные товары на определенной территории в течение
определенного периода времени. В ГК РФ и зарубежными
законодательствами отношения дистрибьюторов и производителей/продавцов не
регулируются, Фактическим документом, регулирующим деятельность этих
посредников, является «дистрибьюторский» договор, разработанный МТП. Дистрибьюторы всегда регулируют сбыт
материальных предметов (товары, оборудование).
Дистрибьюторское соглашение не является договором купли-продажи
конкретных товаров, это договор о посредничестве. Оно лишь определяет общие
условия, на которых позднее заключаются такие договоры.
Отношения между производителем (экспортером) и указанными посредниками
прекращаются после выполнения всех условий по договору.
Дистрибьютор обязаны
постоянно соблюдать интересы экспортера и действовать в рамках полномочий,
предоставленных им договором о предоставлении права на продажу. В договоре
обычно оговариваются обязанности посредников, основными из которых являются:
1)
Обязательства, вытекающие из оговорки о
конкуренции. Дистрибьюторские
соглашения могут предусматривать предоставление эксклюзивных прав
распространения продукции на определенной территории посреднику, а дистрибьютор
избирает продавца единственным источником поставки товаров определенного вида
на контрактную территорию. Иногда на рынке действует несколько дистрибьюторов,
конкурирующих между собой. В качестве примера можно привести автомобильный
рынок.
2)
Обязательства, вытекающего из оговорки
о минимальном обороте. Иногда текст
дистрибьюторского контракта содержит оговорку, обязывающую дистрибьютора
закупить определенное количество товаров, которые поставляются в рассрочку или
по требованию
3)
Организации технического обслуживания
машин и оборудования в гарантийный и послегарантийный периоды, содержание
склада запасных частей и ремонтных мастерских
4)
Осуществление рекламы, конкретные
обязательства сторон и распределение расходов на нее между производителем
(экспортером) и торговцами по договору
5)
Регулярное представление посредниками
информации производителю (экспортеру) о состоянии конъюнктуры рынка, ходе
реализации товаров, деятельности конкурентов, о ценах и других условиях
реализации товаров.
По всем перечисленным
пунктам продавец старается оказать помощь дистрибьютору для его успешной
деятельности (помощь с запчастями, тех. обслуживанием, предоставление
эксклюзивных прав и т.д.). Дистрибьютор призван способствовать увеличению
продаж товаров. Он обязуется прилагать все усилия для продвижения товара в
соответствии с пожеланиями продавца и защищать его интересы. Для этого в
контракте предусматривается, что дистрибьютор обязан организовать сбытовую сеть
товаров. В этих целях он может заключать субдистрибьюторские
и иные договоры, например, торгового агентирования.
В отношении цен
посредники пользуются полной самостоятельностью. Способы вознаграждения
определяются в зависимости от метода установления реализационных цен. Если их
определяет производитель, то вознаграждением будет скидка на перепродажу с
прейскурантной цены. Если цену реализации устанавливает сам
торговец по договору, то вознаграждением может быть разница между закупочной и
реализационной ценами. Договор не исключает возможности заключения
сделок на дополнительные услуги с расчетами по системе «стоимость плюс
вознаграждение».