Отличие тарифов от фрахтов. Принципы ценообразования в зависимости от типа рынка по степени конкурентности.

Цена на межд перевозки это либо тариф, либо фрахт.

Тариф – заранее объявленная цена услуги, чаще применяются в линейном морском судоходстве, ж/д и авиаперевозках.

Фрахт – договорная цена перевозки груза или аренды транспортного средства, если говорить о time charter.

Транспортный тариф - ставки фрахта, связанные с перемещением товара. Фрахт - вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов.

За основу установления транспортных тарифов принимаются затраты на перевозку грузов с учетом определенной нормы прибыли (как правило, не более 6-8%). Транспортный тариф представляет собой лишь верхний предел котировки. Любой перевозчик может предоставить клиенту скидки при увеличении объемов партий перевозимых грузов (скидки для внутренних и внешнеторговых перевозок - 5-10%; для транзитных сообщений - до 70-80%).

Линейное судоходство. Перевозчик не консультируется и не ведет переговоров по установлению ставки тарифа. Любая цена перевозки определяется типом рынка по виду конкуренции. Морские линейные перевозки – олигополия => имеет место сговор перевозчиков (уровень цен не зависит от уровня издержек перевозчика).

объединения перевозчиков в пределах географического региона, у них единые тарифы.

Провозная плата может рассчитываться по весу или объёму груза, по стоимости груза. Факторы, влияющие на уровень тарифов, можно разделить на 2 группы. К первой относятся те, которые непосредственно формируют покрытие эксплуатационных издержек и обеспечивают перевозчику среднюю прибыль (дальность перевозок, количество обслуживаемых портов при движении по расписанию, загрузка в обратном направлении). Вторая группа факторов связана со спецификой спроса и предложения на транспортные услуги, с особенностями конкуренции и монополизации транспортных услуг на географическом направлении.

Трамповые морские перевозки.

Трамповое судоходство -  работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки и не ограничивается определёнными видами грузов, а стоимость перевозки устанавливается по соглашению сторон договора перевозки – чартера – в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка. На трамповых судах перевозят т.н. массовые грузы: зерно, уголь, руду, нефть, удобрения, металл, лес, сахар, цемент и т.п.

Монополистическая конкуренция. Трамповые перевозки – разовые, договорные, объект фрахтования - все судно. Установленных тарифов нет. Существует 2 понятия:

1. Открытый фрахтовый рынок. Ценообразование биржевое. Близок к рынку совершенной конкуренции. Существует 8 крупных фрахтовых бирж в мире (самая крупная – Лондонская фрахтовая биржа (нефть и уголь), Гамбургская биржа (контейнерные перевозки)). Объектом купли-продажи на фрахтовой бирже является лот, а лот должен обладать унифицированным характеристиками. Сначала весь флот делится по специализации (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы), а затем по deadweight-у. Любой судовладелец может заявить свое судно в качестве лота. На биржах торгуется около 20% всего морского тоннажа. Большинство сделок - спекулятивные.

Локальный рынок. На нем торгуется фрахт судов, известный определенным группам брокеров. В каждом порту есть своя брокерская контора. Если есть желание зафрахтовать судно, то надо обращаться именно туда. Цена формируется из универсального показателя ТЧЭ (тайм чартерный эквивалент) = (F-R)/T, где F – доходы судна в рейсе, R – рейсовые расходы (затраты на бункер, портовые  сборы, стивидорные операции и т.п.), T – время рейса, включая балластные переходы и ожидания в очередях. Фактически значение тайм чартерного эквивалента является прибылью судовладельца за рейс. Время и место освобождения судна от предыдущего договора к моменту фрахтования – позиция судна. Т.е. нам необходимо судно, идем к брокеру, он указывает позицию суден, далее выбираем судно, брокер сообщает ТЧЭ (какую прибыль хочет получить судовладелец за каждый день работы в рейсе), далее начинается торговля через брокера. Судовладелец считает свои расходы, начиная с позиции судна, пока судно идет до порта в Санкт-Петербурге, судовладелец также несет расходы, которые включает в ТЧЭ. Цена чартерных перевозок меньше, чем цена линейных перевозок, т.к. судно загружено полностью, в случае линейных перевозок, судно может идти полупустым, его издержки все равно остаются теми же самыми.

Железнодорожный транспорт.  Естественная монополия. Тарифы формируются как «издержки + норма прибыли». Сегодня тарифы ж\д – тарифы целесообразности государства (т.е. преобладает фискальная составляющая) è т.е. суммы, которые государство хочет получить в результате осуществления перевозок. Вышесказанное относится к грузовым тарифам. Структура издержек пассажирских тарифов известна. Плата за проезд не покрывает переменных издержек перевозчика. Перекрестное субсидирование – оплата издержек по пассажирским перевозкам за счет грузовых перевозок. Цены на грузовые перевозки определяются в соответствии с прейскурантом 10-01.

Тип рынка – естественная монополия ОАО «РЖД»

Провозные платежи (плата за перевозку груза, дополнительные сборы и другие расходы) исчисляются по действующим тарифам:  по внутренним тарифам – на железных дорогах страны отправления и страны назначения груза (во внутренних валютах соответствующих государств), по применимым транзитным тарифам – на железных дорогах третьих стран (в валюте соответствующего транзитного тарифа).

Тарифы на перевозки внешнеторговых грузов устанавливаются в виде т.н. Тарифной политики и специальных ставок. Тарифная политика представляет собой основной документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок регулирования (изменения) международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы.

Специальные ставки представляют собой т.н. аккордные тарифные ставки, которые устанавливаются железнодорожной администрацией, в России – МПС России, в конкретных корреспонденциях для строго определённых наименований грузов.

Автомобильные тарифы. Работают 8.000 перевозчиков. Рынок представляет собой монополистическую конкуренцию. Автомобильные тарифы – равновесная цена спроса и предложения. Значение спроса и предложения не изменяются – устойчивый ценовой спрос на подобные услуги.

Авиационные тарифы. Рынок организованной олигополии. Самые высокие в перерасчете на кг/км. В авиации тарифы устанавливаются за кг массы брутто. Линейные авиа тарифы. Тарифы IATA – неправительственная некоммерческая организация. Вырабатывает унифицированные правила перевозки и разрабатывает авиа тарифы.

Тип рынка - олигополия.

Грузовые тарифы ИАТА представляют собой унифицированную тарифную систему, которую используют в своей работе все ведущие авиакомпании мира. Тарифы устанавливаются между парами городов. Грузовые авиатарифы представляют собой провозные платы (весовые сборы) за перевозку 1 кг груза между парами городов. Чаще всего они включают в себя сборы: за погрузку и выгрузку самолёта, за минимальные сроки нормативного хранения до начала перевозки и после её окончания, за выполнение некоторых других необходимых технологических операций с грузом.

Основные тарифы – базовые.  Основные тарифы подразделяются на 3 категории:

-       нормальные тарифы (применяются при массе отправки до 45 кг);

-       количественные тарифы (применяются пр перевозке грузов с массой более 45 кг; при увеличении массы отправки после 45 кг приводит к уменьшению величины тарифа, приходящегося на 1 кг массы груза в составе данной отправки);

-       минимальный сбор (при таксировке партий груза до 5 кг).

Классные тарифы действуют при международных перевозках в определённых регионах мира применительно к отдельным классам грузов (золото, драгоценности, наличная валюта, живые животные и др.).

Специальные тарифы (корейты) представляют собой льготные тарифы на перевозку отдельных категорий грузов в зависимости от массы отправки: от 45 до 100кг.

Тарифы внутреннего водного транспорта. Отсутствует специальное ценообразование. Ценообразование аналогично существующему на морском транспорте. Делится на регулярное и чартерное. Внутренние водные перевозки в РФ на 98% - чартерные. Регулярные слаборазвиты.

Интермодальный транспорт. Предположение, что цена интермодальной перевозки равна сумме цен на перевозку на отдельных участках маршрута неверно. Величина стоимости интермодальной перевозки ниже, суммы составляющих цен маршрута. Интермодальный оператор покупает тарифы заранее и оптом. Любой интермодальный оператор имеет свои объемные и отложенные скидки у перевозчиков по отдельным видам транспорта, что позволяет ему выставлять цену перевозки с учетом своего вознаграждения ниже, нежели сумма тарифов. Единственный перевозчик, который скидок не дает – ОАО РЖД, т.е. персонифицированные скидки не предусматриваются. Цена на интермодальные определяется по договору, т.е. жестких тарифов никаких нет.

 

Hosted by uCoz